Об авторе: Мария Дегтерева — директор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр».
Приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», принятый в конце 2016 года, включает в себя создание на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) кабинета «Моё здоровье».
Услуга по записи на прием через ЕПГУ предоставляется регионом с 2013 года с использованием сервисов интеграции между региональным ресурсом и Федеральной электронной регистратурой (ФЭР, ФЭР2). С мая 2016 года взаимодействие региона с ЕПГУ осуществляется через Концентратор (ФЭР3).
Государственная услуга «Прием заявок (запись) на прием к врачу» с 2013 года в регионе предоставлялась по следующей схеме:
- пять источников записи: региональный портал, информационный киоск в учреждении, обращение на Горячую линию – call-центр и при обращении непосредственно в учреждение или в регистратуру или от врача к врачу, единый портал государственных услуг;
- запись ко всем специалистам во все государственные медицинские организации, оказывающие амбулаторную помощь;
- данные из всех источников аккумулируются в единой региональной системе;
- все данные по пациенту доступны на региональном портале в личном кабинете пациента, вне зависимости от источника записи.
Схема работала устойчиво.
При записи на прием через Интернет пациент сталкивается с рядом проблем:
- организационные — не оформлено прикрепление или при регистрации на ресурсе допущены технические ошибки, что приводит к невозможности использовать ресурс;
- технические — отсутствие доступа к ресурсу через открытый Интернет (по отдельным провайдерам — до двух суток);
- социальные — у гражданина просто нет возможности выйти в Интернет.
При работе в защищенной сети, доступ к которой есть и должен быть только у пользователей медицинских организаций, все эти проблемы незначительны и решаются на месте. Так, при обращении на горячую линию запись на прием возможна по минимальным данным пациента, прикрепление не обязательно, прерывание доступа к системе максимально ограничивается уже 15 минутами, время восстановления не должно превышать четырех часов, кроме этого, запись на прием возможна и при очном обращении, и при обращении в регистратуру учреждения.
Т.е. при невозможности по каким-либо причинам воспользоваться услугой через Интернет, пациент всегда мог получить услугу через call-центр и непосредственно при обращении в учреждение.
С декабря 2016 года при определении основных целей Приоритетного проекта в числе прочих было озвучено объединение всех ресурсов, в том числе региональных, на ЕПГУ. С целью выполнения поставленных задач регионом была проведена работа по организации нового уровня взаимодействия с ЕПГУ в части записи на прием к врачу.
Данная схема предусматривает отказ от содержания региональных порталов и концентрацию всех данных пациента на ЕПГУ в кабинете «Моё здоровье». Это должно привести к повышению доступности медицинских услуг и их прозрачности, а также повысить уровень сервисов за счет возможностей ЕПГУ, в частности, системы уведомлений и т.д.
Построение данной схемы привело к необходимости выполнить следующие работы:
- внести изменения в РМИС;
- с целью обеспечить единую точку входа услуг в регионе развернуть интеграционные шины между ЕПГУ (ФЭР) и РМИС.
Т.е. обеспечить дополнительные финансовые вложения.
Все работы выполнены, и сейчас обеспечен устойчивый обмен данными.
Тем не менее, при проведении данных работ выявлено следующее:
- сервисы ФЭР не предусматривают работу с услугами из всех источников, а работают только с заявками, поданными через ЕПГУ;
- взаимодействие с заявками по источникам, отличным от ЕПГУ, происходит только при получении ими конечных статусов и не отображаются в кабинете «Моё здоровье»;
- запись на ЕПГУ не учитывает ограничения региональной системы;
- запись на ЕПГУ рекомендована только в медицинские организации прикрепления;
- корректировка данных, переданных на ЕПГУ, в части сведений об оказании медицинской помощи, невозможна.
Рассмотрим, к чему это приведет.
- Пациент хочет записаться на прием к дерматовенерологу. Дерматовенеролог принимает в кожно-венерологическом диспансере, который является самостоятельным учреждением. Прикрепление к нему не осуществляется. Запись невозможна.
- Пациент хочет записаться к врачу для коррекции лечения хронического заболевания на время своего отпуска (заявление пишется за 14 дней, значит записаться надо хотя бы на 15 – 16), запись невозможна, так как на ЕПГУ отображается только 14 дней, вне зависимости от реально доступного расписания в учреждении.
- В учреждении с целью оптимизации потоков пациентов расписание сформировано по целевым потокам – первичный прием, повторный, профилактический. Это позволяется максимально оптимизировать время ожидания в очереди и исключить контакт больных пациентов и здоровых между собой. В регионе запись с этой целью производится не к просто к врачу по специальности, а на услугу. На ЕПГУ услуга не отображается.
- Пациент записан на повторный прием врачом. На ЕПГУ нельзя посмотреть дату и время запланированной явки, так как в кабинете отображаются только «выполненные» услуги. Аналогично, если пациент записался при обращении в call-центр региона. Заявка на ЕПГУ не отобразится.
- И, наконец, выбор учреждения на ЕПГУ: на региональном ресурсе используется группировка учреждений по районам области, адаптивные упрощенные наименования, на ЕПГУ – отображается весь список не МО, а их подразделений, отсутствует любая группировка, поиск по профилям или фамилии врача.
Можно сделать вывод, что в таком виде объединение ресурсов на ЕПГУ приведет к снижению доступности и увеличению расходов регионов.
Таким образом, чтобы не потерять функциональность системы и обеспечить решение хотя бы основных задач на уровне региона одновременно с исполнением приоритетных проектов, необходимо:
- развернуть и усовершенствовать региональный портал заново;
- доработать авторизацию через ЕСИА для источников в регионе;
- развернуть и постоянно поддерживать некую Шину региона, которая возьмет на себя функционал адаптации систем.
Пациенту придется «бегать» между ресурсами, собирать данные между личными кабинетами.
Хочется данной публикацией донести мысль о необходимости рациональной аналитической работы по внедрению новых требований как к федеральным, так и региональным компонентам информационных ресурсов. Хочется услышать мнения коллег, получить комментарии для дальнейшего развития систем.